17.07.2024 11:34
Мероприятия.
Просмотров всего: 4692; сегодня: 2.

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

В музее-заповеднике «Коломенское» работает выставка «Райский сад земной и небесный». Гостям рассказывают, как в разные времена люди воображали рай и запечатлевали его. Представлено более 300 экспонатов: икон, картин, документов, книг и многого другого. Кураторы выставки - Вера Мужева и Екатерина Ильницкая.

Рай — Эдемский сад

Сотворение мира иллюстрирует икона из Третьяковской галереи: после отделения суши от воды, появления растений и животных начинается история Адама и Евы — первых людей, обитателей Эдемского сада. События их жизни (в частности, эпизод с запретным плодом) нашли отражение во многих религиозных трудах. На выставке есть факсимиле миниатюры XVI столетия из «Книги глаголемой Козмы Индикоплова» — у змея-искусителя здесь женское лицо, что для Средних веков неудивительно: считалось, что женщина намного грешнее мужчины.

Кстати, специалисты, изучающие Библию, все еще не получили ответа на вопрос, сколько именно времени Адам и Ева провели в райском саду. Однако, судя по описанию в первой книге Библии, они предположили, где мог находиться Эдем: где-то в районе Персидского залива.

Один из центральных экспонатов выставки — портал иконостаса из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, созданный резчиками Троице-Сергиевой Лавры в 1633 году. Золоченый, украшенный фигурами экзотических птиц портал казался прихожанам XVII века настоящим чудом и роскошью, действительно навевая им мысли о чем-то райском и неземном.

К Эдему часто обращались не только церковные, но и светские художники. Например, Наталья Гончарова в 1910–1911 годах создала целый библейский цикл — эскиз, который называется «Сотворение Евы», можно увидеть на выставке. С ним соседствует «Адам и Ева» Бориса Анисфельда — он передал ощущение безмятежности, гармонии, единения с природой и общения с Создателем.

Небесный Иерусалим

Если верить Библии, после изгнания Адама и Евы из Эдема каждый человек рождался с печатью первородного греха и по определению не мог попасть в рай — даже самые благочестивые после смерти отправлялись в ад, пока не пришел Иисус Христос. Икона «Воскресение Христово — Сошествие во ад» (XVIII век) иллюстрирует, как Спаситель своей святостью сокрушил врата преисподней и праведники, томившиеся там, все же получили спасение.

Кстати, праведники попадают здесь не в тот рай в Эдемском саду, а в другое место — Небесный Иерусалим, обещанный в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна. Это город, окруженный стеной из драгоценного камня. Считается, что первым человеком, попавшим в «новый» рай, стал разбойник Рах, распятый рядом с Иисусом на Голгофе. Перед смертью он успел раскаяться и потому был прощен. Изображения Раха встречаются на иконах довольно часто.

На выставке можно узнать, как именно художники представляли небесный град Иерусалим. Здесь представлен фрагмент композиции «Страшный суд. Райские селения» (XVIII век) — образ города передан скорее отвлеченно, он напоминает многоквартирный дом. Праведники за трапезой рассажены по «чинам»: внизу, на первом ярусе, святые жены, дальше — мученики, святители, юродивые, затем — пророки и преподобные (монахи). Эта и другие работы помогают проследить явную разницу между русским и западноевропейским видением рая. В зарубежном искусстве его преподносили больше через красивые волшебные пейзажи — как раз такой простирается, например, за спиной Богородицы на полотне Джакомо Франчи (1500-е).

Рай земной

Вдохновляясь этими образами, в Средние века строили монастыри, царские и боярские усадьбы. Люди пытались создать собственный рай на земле — тем более что почти все социальные практики того времени были пронизаны мыслью о религии, все события трактовали через Библию. Считается, что даже первыми садоводами на Руси были монахи — и всякий сад, будь он церковный или декоративный, имел духовную основу и сакральный смысл. Например, вокруг монастырей старались сажать кедровые рощи: кедр соотносился с деревом, из которого был сделан крест Иисуса Христа.

Коломенское в XVII веке тоже стало местом, где эксперименты по сакрализации пространства проявились особенно наглядно. Сады здесь разбили одновременно со строительством дворца. Богослов и духовный писатель Симеон Полоцкий создал похвальное слово, сравнивая место с великолепным домом царя Соломона. Но со временем облик Коломенского менялся, и на выставке можно увидеть чертежи и планы разных лет.

Внимания заслуживает и царская резиденция в Измайлове. На этом рукотворном острове развернули целое поле экспериментов по акклиматизации диковинных растений, создали зверинец, где жили животные, свезенные со всего света, — обезьяны, слоны, барсы, жирафы. Этот царский сад тоже соотносился с Эдемом, а старинные планы и чертежи также можно рассмотреть на выставке.

Поиски рая на земле

В Петровскую эпоху произошла секуляризация идеи сада, стал исчезать тот самый первоначальный духовный смысл. Но идея сада как метафоры Эдема осталась архетипом, к которому человек все равно возвращался — даже в советское время. О том, как реализовывали эту идею, как художники создавали для себя условный образ личного маленького рая, речь идет в последнем разделе выставки.

Среди экспонатов «Портрет садовника на веранде» Роберта Фалька (первая половина ХХ века): можно представить, что герой созерцательно размышляет о своем деле, освоении земли, которая досталась ему в наследство от Адама — первого человека. Персонажи картины «На даче» (1968) Льва Межберга находятся в благостном единении, в гармонии с природой и друг другом. А «Дети в саду» (начало XX века) неизвестного художника — картина, полная красок, солнца и счастья. 

Однако же любой сад — не только отдохновение, но и большая работа. В советское время труд преподносили как что-то радостное и благородное, и подтверждение тому — эскиз росписи санатория «Горный» в Ялте (XX век), созданный художниками А. Михайловым и Евгением Голихиным. Одна из героинь произведения держит на руках младенца, подталкивая его наверх — к самому светлому фрагменту полотна.

На выставке также представили натюрморты, выполненные в XIX–XX веках. Цветы, фрукты, ягоды и овощи — плоды человеческого труда, простой и прекрасный результат стремления создать настоящий рай на земле.

Фото М. Денисова, пресс-служба Мэра и Правительства Москвы.


О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка

О том, как в разные времена люди воображали рай расскажет выставка


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10911 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/141326073/
Поделиться:

Интересно:

Возвращаем имена Победы
26.04.2025 12:05 Мероприятия
Возвращаем имена Победы
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм.К конференции «Возвращённые имена Победы» на Медиаплатформе «Сеть истории» открыт специальный проект «Герои Центральной Азии в Великой...
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
26.04.2025 09:04 Аналитика
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
Предыстория сражения заключается в войне второй коалиции, которая представляла собой союз Британской империи, Российской империи, Австрийской монархии, Неаполитанское королевство и ряда других государств против Французской республики и ряда ее союзников. Главная же причина конфликта лежала в вопросах экономики и континентального превосходства. Значительное промышленное усиление Франции было заторможено экономической блокадой Великобритании. Однако величие Франции строилось не только на производстве и продаже товаров, но и на ведении боевых действий в Европе, чему можно было помешать только силами нескольких крупнейших стран континента. Ряд боевых действий со стороны французов привел к захвату Голландии, Папской области, Швейцарии и Сардинии. Если для Великобритании усиление Франции значило лишь финансовые потери, то у Австрии дела обстояли намного хуже – речь шла о войне с одной из...
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
25.04.2025 17:21 Мероприятия
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
Праздничные мероприятия пройдут с 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах. К празднованию 80-летия Великой Победы в Москве подготовлена масштабная программа. О том, как в столице отметят этот юбилей, рассказал Сергей Собянин в своем блоге. «80 лет назад завершилась Великая Отечественная война, священная война за свободу, добро и правду. 9 мая — величайшая дата для всех поколений россиян. В этом году мы отметим ее фестивалем “Московская весна Победы”. С 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах будем праздновать Победу, вспоминать и рассказывать детям и внукам о подвигах наших героев...
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
25.04.2025 10:07 Аналитика
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
Разгром кёнигсбергской группировки создал благоприятные условия для окончательного уничтожения остатков восточно-прусской группировки — группы «Земланд». Войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского 13 апреля почти без паузы перешли в наступление против немецких войск, закрепившихся на Земландском полуострове и военно-морской базе Пиллау. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены. Уничтожением гитлеровской группировки на Земландском полуострове закончилась Восточно-Прусская операция. Положение и силы сторон СССР. Чтобы сразу сломить сильную оборону противника и не затягивать боевые действия, маршал Василевский решил привлечь к операции пять общевойсковых армий. 2-я гвардейская, 5-я, 39-я и 43-я армии были в первом эшелоне, 11-я гвардейская армия — во втором. Для этого произвели перегруппировку сил: фронт, который ранее занимали 2-я гвардейская и 5-я...
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
23.04.2025 16:11 Новости
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
Решение о формировании дивизий народного ополчения было принято 2 июля 1941 года Государственным комитетом обороны. Добровольческие отряды создавались из гражданских жителей столицы и Подмосковья, которые не подлежали призыву на срочную службу. Призыв в народное ополчение проводился в два этапа. Первый проходил с 6 по 20 июля 1941 года, второй — с 26 по 30 августа 1941 года. Было принято решение о формировании по Москве 25 дивизий. Но в результате успели укомплектовать только 12. В общей сложности в них числились около 120 тысяч человек. Уже в сентябре 1941 года они вошли в состав стрелковых дивизий, получив войсковые номера. В ополченцы брали не всех: туда не принимались люди с плохим здоровьем и высококвалифицированные специалисты, чьи знания и опыт могли пригодиться в тылу. Да и те, кого все-таки отобрали, зачастую сталкивались с непредвиденными трудностями. Снабдить вооружением и...