22.05.2025 10:12
Аналитика.
Просмотров всего: 3045; сегодня: 3.

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации.

Уникальный внешний вид

Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками.

Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с красной каймой, обведенной золотым узором. Вдоль каймы – орнамент из сплетенных золотых пальмовых и зеленых масличных ветвей.

На лицевой стороне – государственный герб-орел, вышитый цветным шелком, увенчанный тремя коронами со скипетром и державой в лапах, в центре него – медальон с изображением Георгия Победоносца, обрамленный цепью с орденом Андрея Первозванного.

На оборотной стороне знамени – золотой вензель императрицы в желтом овальном медальоне, увенчанном короной, обрамленный восходящими лучами славы и зелеными пальмовыми и масличными ветвями. По краю медальона вышита надпись: "Нашему вернолюбезному Войску Донскому за храбрыя и мужественныя подвиги во время минувшей войны с турками. Дано в 10 день июля 1775 года".

История создания

Известно, что в разработке изображений на знамени и его изготовлении принимал участие фаворит императрицы генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический, который даже выдал кредит из собственных средств на его изготовление в размере 1150 рублей. Цена по тем временам немыслимая, однако компенсированная впоследствии войском.

Знамя было освящено архиепископом Московским и Калужским Платоном и 9 декабря 1776 года отправлено на Дон с донским атаманом Василием Орловым, возглавлявшим на тот момент придворную Донскую Лейб-Казачью команду.

Наряду со знаменем донцам была пожалована Похвальная грамота, писанная на пергаменте и богато украшенная – в глазетовом переплете и императорской печатью в позолоченном ковчеге. Также они получили новые наградные регалии – бунчук, булаву и насеку.

Впоследствии Войско Донское неоднократно получало наградные знамена, но совершенно другого образца. Такое богато расшитое шелком, серебряными и золотыми нитями так и осталось единственным за всю историю пожалований.

Все полученные регалии и знамена хранились в войсковой церкви, позже – в атаманском Правлении, и выносились из нее в особых случаях.

Со временем количество реликвий значительно выросло, и в 1900 году по указанию военного министра все они были перенесены в Донской музей, где хранились до 1919 года. Отступая, белые казаки по распоряжению атамана Африкана Богаевского вывезли священные экспонаты из города. После долгих скитаний коллекция оказалась в Пражском национальном музее, где хранилась до 1945 года. Уже в 1946 году по согласованию между советским и чехословацким правительствами казачьи реликвии были возвращены на Родину и переданы Новочеркасскому музею истории казачества.

Реставраторы спасают символ доблести

Центр имени академика И.Э.Грабаря давно и плодотворно сотрудничает с Новочеркасским музеем, поэтому специалисты охотно согласились им помочь с реставрацией. Над знаменем трудилась целая команда профессионалов – художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко, реставратор высшей категории Анастасия Лобанова и реставратор третьей категории Екатерина Горохова.

"В течение своей непростой жизни знамя утратило древко с навершием и кистями, а также золотую бахрому. Да и само оно уже имело вид плачевный. Ткань полотнищ была практически утрачена, так же, как и часть шитья кайм. Однако сохранившиеся фрагменты были кем-то заботливо нашиты на плотную белую материю, благодаря чему и сохранились", – отметила Галина Безрукова-Евсеенко.

Прежде чем приступить к работе, реставраторы обратились к различным письменным источникам и архивным документам, чтобы иметь представление о предмете.

"Были даже найдены изображения, оказавшиеся впоследствии не вполне достоверными, так как выполнялись по описаниям, а не с натуры. Но тем не менее, приступив к работе, мы уже понимали, что и как мы должны делать, чтобы вернуть знамени облик, близкий к первоначальному", – сказала художник-реставратор.

Для начала специалисты приступили к изготовлению чертежей полотнищ в натуральную величину со всеми швами кроя. Сложностей при работе было достаточно: это и трудно устранимая деформация элементов с металлическим шитьем, и поиск материала, который выдержал бы в дальнейшем тяжесть этого шитья.

Далее все сохранившиеся фрагменты были очищены и длительное время находились под прессом для устранения деформации. С той же целью каждый фрагмент был сдублирован на реставрационную ткань и прошит по краям, отстающие нити и элементы декора также были укреплены.

"Отдельной шарадой было расположение кайм на полотнищах. Первоначально, предположив, что они были нашиты с двух сторон материи так, как положено, мы никак не могли их составить и уложить углы. Меняя каймы местами, мы решили воспользоваться найденными изображениями. Но и тут нас ожидала неудача – рисунки, выполненные по описаниям, не учитывали направление ветвей орнамента в определенную сторону", – поделилась с трудностями при работе Галина Безрукова-Евсеенко.

В итоге реставраторам пришлось отрисовать на кальке все каймы и орнаменты и уже по ним выкладывать фрагменты на полотнищах.

"Наши настойчивость и последовательность были вознаграждены – все получилось!" – подчеркнула она.

Металлическое шитье оказалось тяжелым и многослойным, выполненным в технике объемной аппликации, и предполагавшаяся первоначально для фона шелковая ткань не выдержала бы такой нагрузки, поэтому в процессе проб они остановились на плотной хлопчатобумажной ткани.

"Перекрытая тонким реставрационным газом, она несомненно выдержит нагрузку. Конечно, не все фрагменты сохранились и было несколько сложно уловить композицию изображений", – сказала художник-реставратор.

Для облегчения визуального восприятия специалисты по согласованию с музеем позволили себе небольшую цветовую реконструкцию, выполнив красные каймы и запас из реставрационной ткани, окрашенной в тон сохранившихся фрагментов. В раскрое и сборке полотнищ они опирались на сохранившиеся швы, на основании которых и был первоначально сделан чертеж-лекало знамени. После сборки полотнищ все разложенные на чертеже фрагменты были перенесены на ткань и укреплены.

"После сборки на ткани опять возник вопрос визуального восприятия полотнищ – утраченные шитые орнаменты кайм не позволяли воспринимать полотнище как единое целое. Получив согласие музея, мы вынесли этот вопрос на расширенный реставрационный совет с участием представителей крупнейших реставрационных мастерских Москвы", – рассказала Галина.

В результате было принято решение о частичной реконструкции утраченного орнамента темной шелковой нитью по рисунку, нанесенному на аппретированную реставрационную ткань, вложенную затем в места утрат. Такое деликатное обозначение краев помогло завершить композицию полотнищ и облегчить его визуальное восприятие. Сборка полотнищ в единое знамя завершила двухлетнюю работу.

Несмотря на внешний вид знамени, оно все-таки остается очень уязвимым для различных воздействий и поэтому нуждается в очень бережном хранении и защите от неблагоприятных факторов.

"Это знамя прожило невероятно долгую и сложную жизнь и, конечно, достойно дальнейшего бережного хранения и экспонирования на долгие-долгие годы", – подытожила художник-реставратор.

Изображение (фото): Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11234 публикации
Сайт: kazachestvo.ru/20250416/1692315.html
Поделиться:

Интересно:

Что делали из бересты наши предки?
24.06.2025 10:17 Аналитика
Что делали из бересты наши предки?
Самым почитаемым деревом в России во все времена, была и остается береза. Верхний слой коры этого дерева, белый снаружи и золотистый внутри, называется береста. Эта часть березы была особым материалом для мастеров в Древней Руси, наряду с деревом. На бересте писали, из нее делали поделки, сосуды, туески, огромные коробы, поплавки, прокладки для прочности кожаных изделий (сапог, ножен); берестой могли оплетать глиняные горшки, если они трескались. Письменность на бересте Кора берёзы в качестве писчего материала использовалась начиная с первой половины XI века. Функцию главное материала для письма береста выполняла 400 лет, до того времени, пока бумага на Руси не стала достаточно дешёвой, чтобы занять место бересты в массовом употреблении (середина XV века). Берестяные грамоты оказались весьма долговечными и явились ценнейшим источником исторических сведений для современных археологов. На...
К вопросу о зерновой бирже БРИКС: роль платформенных B2B-технологий
23.06.2025 13:41 Аналитика
К вопросу о зерновой бирже БРИКС: роль платформенных B2B-технологий
К вопросу о зерновой бирже БРИКС: роль российских платформенных B2B-технологий[1] Аннотация. В статье обозначены возможности и направления использования российских цифровых платформенных решений для развития и становления Зерновой биржи БРИКС. На основе анализа академической литературы рассмотрены особенности биржевой торговли сельхозпродукцией и связанные с ними опасности превращения биржи в площадку для хеджирования ценовых рисков и финансовых спекуляций, где баланс спроса и предложения на физический товар не определяет движение цен. Выдвинуты предложения по использованию российских платформенных B2B-технологий для создания баланса интересов физических и юридических лиц. Соответствующие возможности проиллюстрированы на примере действующих технологий цифровой платформы GrainChain, разработанных для рынка зерна и масличных культур. Представлена возможная технологическая основа...
Вручение VIII премии за международное сотрудничество
23.06.2025 13:24 Новости
Вручение VIII премии за международное сотрудничество
20 июня 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась торжественная церемония вручения VIII Премии за международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности. Эта награда присуждается за весомый вклад в укрепление международных связей и расширение возможностей делового взаимодействия. В своём обращении к лауреатам Министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин подчеркнул важность международного сотрудничества для устойчивого развития и процветания. Он отметил, что Премия не только служит признанием заслуг, но и мотивирует к дальнейшему укреплению внешнеэкономических связей. Учреждённая восемь лет назад, Премия впервые была вручена на Петербургском международном экономическом форуме и с тех пор стала знаковым событием, объединяющим представителей бизнеса, органов государственной власти и международных организаций. Её...
РВБ стала партнёром Физтех-лицея имени П.Л. Капицы и ФРФШ
23.06.2025 11:30 Мероприятия
РВБ стала партнёром Физтех-лицея имени П.Л. Капицы и ФРФШ
21 июня в рамках Международного молодежного экономического форума «День Будущего» (ММЭФ) на Петербургском международном форуме компания РВБ (Объединённая компания Wildberries & Russ) подписала соглашения о сотрудничестве с Физтех-лицеем имени П.Л. Капицы и с Фондом развития Физтех-школ (ФРФШ). Свои подписи под документами поставили директор по развитию инноваций и экосистемы РВБ Игорь Коваль, заместитель директора Физтех-лицея имени П.Л. Капицы по учебно-воспитательной работе Ирина Рыжова и исполнительный директор ФРФШ Андрей Богданов. «Компания РВБ поддерживает и инвестирует в талантливую молодежь и предоставляет необходимые ресурсы. Партнёрство с Физтех-лицеем им П.Л. Капицы и Фондом развития Физтех-школ – большой шаг на пути к синергии науки и бизнеса, которая так необходимо для технологического и экономического развития страны. Важно совместными усилиями создавать для детей и...
Моя Россия: Мир и Война
22.06.2025 23:14 Интервью, мнения
Моя Россия: Мир и Война
Приветствую вас, дорогие читатели! Меня зовут Елена Мишакова, я дизайнер одежды, и в преддверии Дня памяти и скорби, мой Дизайнерский дом "Misha'Le" принял участие в выставке "Мир и Война", проходившей 20 июня в Доме творчества Московского союза художников в живописной Тарусе Калужкой области. Это не первая наша творческая встреча с коллективом Дома творчества, но именно она произвела на меня наибольшее впечатление.Цель этого мероприятия заключалась в том, чтобы, сохранив память о Великой Победе советского народа, почтить память павших героев, призвать всех ценить столь хрупкое мирное небо над головой. Ведь даже спустя десятилетия тема войны и мира остается актуальной и острой, особенно сегодня, в период глобальной напряженности и тревожных новостей.Для меня участие в подобной выставке - это способ внести личный вклад в сохранение исторической памяти и пропаганду идей гуманизма...