22.05.2025 10:12
Аналитика.
Просмотров всего: 2742; сегодня: 42.

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации.

Уникальный внешний вид

Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками.

Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с красной каймой, обведенной золотым узором. Вдоль каймы – орнамент из сплетенных золотых пальмовых и зеленых масличных ветвей.

На лицевой стороне – государственный герб-орел, вышитый цветным шелком, увенчанный тремя коронами со скипетром и державой в лапах, в центре него – медальон с изображением Георгия Победоносца, обрамленный цепью с орденом Андрея Первозванного.

На оборотной стороне знамени – золотой вензель императрицы в желтом овальном медальоне, увенчанном короной, обрамленный восходящими лучами славы и зелеными пальмовыми и масличными ветвями. По краю медальона вышита надпись: "Нашему вернолюбезному Войску Донскому за храбрыя и мужественныя подвиги во время минувшей войны с турками. Дано в 10 день июля 1775 года".

История создания

Известно, что в разработке изображений на знамени и его изготовлении принимал участие фаворит императрицы генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический, который даже выдал кредит из собственных средств на его изготовление в размере 1150 рублей. Цена по тем временам немыслимая, однако компенсированная впоследствии войском.

Знамя было освящено архиепископом Московским и Калужским Платоном и 9 декабря 1776 года отправлено на Дон с донским атаманом Василием Орловым, возглавлявшим на тот момент придворную Донскую Лейб-Казачью команду.

Наряду со знаменем донцам была пожалована Похвальная грамота, писанная на пергаменте и богато украшенная – в глазетовом переплете и императорской печатью в позолоченном ковчеге. Также они получили новые наградные регалии – бунчук, булаву и насеку.

Впоследствии Войско Донское неоднократно получало наградные знамена, но совершенно другого образца. Такое богато расшитое шелком, серебряными и золотыми нитями так и осталось единственным за всю историю пожалований.

Все полученные регалии и знамена хранились в войсковой церкви, позже – в атаманском Правлении, и выносились из нее в особых случаях.

Со временем количество реликвий значительно выросло, и в 1900 году по указанию военного министра все они были перенесены в Донской музей, где хранились до 1919 года. Отступая, белые казаки по распоряжению атамана Африкана Богаевского вывезли священные экспонаты из города. После долгих скитаний коллекция оказалась в Пражском национальном музее, где хранилась до 1945 года. Уже в 1946 году по согласованию между советским и чехословацким правительствами казачьи реликвии были возвращены на Родину и переданы Новочеркасскому музею истории казачества.

Реставраторы спасают символ доблести

Центр имени академика И.Э.Грабаря давно и плодотворно сотрудничает с Новочеркасским музеем, поэтому специалисты охотно согласились им помочь с реставрацией. Над знаменем трудилась целая команда профессионалов – художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко, реставратор высшей категории Анастасия Лобанова и реставратор третьей категории Екатерина Горохова.

"В течение своей непростой жизни знамя утратило древко с навершием и кистями, а также золотую бахрому. Да и само оно уже имело вид плачевный. Ткань полотнищ была практически утрачена, так же, как и часть шитья кайм. Однако сохранившиеся фрагменты были кем-то заботливо нашиты на плотную белую материю, благодаря чему и сохранились", – отметила Галина Безрукова-Евсеенко.

Прежде чем приступить к работе, реставраторы обратились к различным письменным источникам и архивным документам, чтобы иметь представление о предмете.

"Были даже найдены изображения, оказавшиеся впоследствии не вполне достоверными, так как выполнялись по описаниям, а не с натуры. Но тем не менее, приступив к работе, мы уже понимали, что и как мы должны делать, чтобы вернуть знамени облик, близкий к первоначальному", – сказала художник-реставратор.

Для начала специалисты приступили к изготовлению чертежей полотнищ в натуральную величину со всеми швами кроя. Сложностей при работе было достаточно: это и трудно устранимая деформация элементов с металлическим шитьем, и поиск материала, который выдержал бы в дальнейшем тяжесть этого шитья.

Далее все сохранившиеся фрагменты были очищены и длительное время находились под прессом для устранения деформации. С той же целью каждый фрагмент был сдублирован на реставрационную ткань и прошит по краям, отстающие нити и элементы декора также были укреплены.

"Отдельной шарадой было расположение кайм на полотнищах. Первоначально, предположив, что они были нашиты с двух сторон материи так, как положено, мы никак не могли их составить и уложить углы. Меняя каймы местами, мы решили воспользоваться найденными изображениями. Но и тут нас ожидала неудача – рисунки, выполненные по описаниям, не учитывали направление ветвей орнамента в определенную сторону", – поделилась с трудностями при работе Галина Безрукова-Евсеенко.

В итоге реставраторам пришлось отрисовать на кальке все каймы и орнаменты и уже по ним выкладывать фрагменты на полотнищах.

"Наши настойчивость и последовательность были вознаграждены – все получилось!" – подчеркнула она.

Металлическое шитье оказалось тяжелым и многослойным, выполненным в технике объемной аппликации, и предполагавшаяся первоначально для фона шелковая ткань не выдержала бы такой нагрузки, поэтому в процессе проб они остановились на плотной хлопчатобумажной ткани.

"Перекрытая тонким реставрационным газом, она несомненно выдержит нагрузку. Конечно, не все фрагменты сохранились и было несколько сложно уловить композицию изображений", – сказала художник-реставратор.

Для облегчения визуального восприятия специалисты по согласованию с музеем позволили себе небольшую цветовую реконструкцию, выполнив красные каймы и запас из реставрационной ткани, окрашенной в тон сохранившихся фрагментов. В раскрое и сборке полотнищ они опирались на сохранившиеся швы, на основании которых и был первоначально сделан чертеж-лекало знамени. После сборки полотнищ все разложенные на чертеже фрагменты были перенесены на ткань и укреплены.

"После сборки на ткани опять возник вопрос визуального восприятия полотнищ – утраченные шитые орнаменты кайм не позволяли воспринимать полотнище как единое целое. Получив согласие музея, мы вынесли этот вопрос на расширенный реставрационный совет с участием представителей крупнейших реставрационных мастерских Москвы", – рассказала Галина.

В результате было принято решение о частичной реконструкции утраченного орнамента темной шелковой нитью по рисунку, нанесенному на аппретированную реставрационную ткань, вложенную затем в места утрат. Такое деликатное обозначение краев помогло завершить композицию полотнищ и облегчить его визуальное восприятие. Сборка полотнищ в единое знамя завершила двухлетнюю работу.

Несмотря на внешний вид знамени, оно все-таки остается очень уязвимым для различных воздействий и поэтому нуждается в очень бережном хранении и защите от неблагоприятных факторов.

"Это знамя прожило невероятно долгую и сложную жизнь и, конечно, достойно дальнейшего бережного хранения и экспонирования на долгие-долгие годы", – подытожила художник-реставратор.

Изображение (фото): Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11245 публикаций
Сайт: kazachestvo.ru/20250416/1692315.html
Поделиться:

Интересно:

Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
07.06.2025 11:41 Аналитика
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
Влияние предпринимательского сообщества на формирование экономической политики. Детальный анализ и результаты конструктивного диалога. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) выражает глубокое удовлетворение результатами продолжительного и конструктивного диалога с ключевыми федеральными органами власти по вопросам денежно-кредитной политики. Всесторонняя аналитическая работа и последовательные обращения, в подготовке и представлении которых активно участвовали Президент МАП Андрей Евгеньевич Поденок, Вице-президент МАП Дмитрий Александрович Минаков, Советник президента МАП, академик РАЕН Андрианов Константин Николаевич, представители Комитета по финансовой политике и банковскому делу МАП, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема МАП) Артур Дмитриевич Леер и Председатель Экспертного совета МАП Кривошеин Николай Викторович, позволили существенно усилить учет...
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
06.06.2025 12:14 Персоны
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
30 лет назад, 6 июня 1995 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Председателем комитета был назначен Прохоров Вячеслав Александрович. В то время первым регионом, понимавшим значение развития малого бизнеса для страны и активно поддержавшим этот процесс, стала Москва во главе с Мэром Москвы Лужковым Юрием Михайловичем.Прошло совсем немного времени, и в Москве впервые в стране был создан Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы который возглавил Иоффе Алекндр Давидович. Совет, без согласования с которым не принималось ни одно городское решение, затрагивающее интересы предпринимателей, на долгие годы стал защитой и опорой маглого бизнеса столицы. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) была разработчиком...