22.05.2025 10:12
Аналитика.
Просмотров всего: 2887; сегодня: 25.

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому

В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации.

Уникальный внешний вид

Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками.

Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с красной каймой, обведенной золотым узором. Вдоль каймы – орнамент из сплетенных золотых пальмовых и зеленых масличных ветвей.

На лицевой стороне – государственный герб-орел, вышитый цветным шелком, увенчанный тремя коронами со скипетром и державой в лапах, в центре него – медальон с изображением Георгия Победоносца, обрамленный цепью с орденом Андрея Первозванного.

На оборотной стороне знамени – золотой вензель императрицы в желтом овальном медальоне, увенчанном короной, обрамленный восходящими лучами славы и зелеными пальмовыми и масличными ветвями. По краю медальона вышита надпись: "Нашему вернолюбезному Войску Донскому за храбрыя и мужественныя подвиги во время минувшей войны с турками. Дано в 10 день июля 1775 года".

История создания

Известно, что в разработке изображений на знамени и его изготовлении принимал участие фаворит императрицы генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический, который даже выдал кредит из собственных средств на его изготовление в размере 1150 рублей. Цена по тем временам немыслимая, однако компенсированная впоследствии войском.

Знамя было освящено архиепископом Московским и Калужским Платоном и 9 декабря 1776 года отправлено на Дон с донским атаманом Василием Орловым, возглавлявшим на тот момент придворную Донскую Лейб-Казачью команду.

Наряду со знаменем донцам была пожалована Похвальная грамота, писанная на пергаменте и богато украшенная – в глазетовом переплете и императорской печатью в позолоченном ковчеге. Также они получили новые наградные регалии – бунчук, булаву и насеку.

Впоследствии Войско Донское неоднократно получало наградные знамена, но совершенно другого образца. Такое богато расшитое шелком, серебряными и золотыми нитями так и осталось единственным за всю историю пожалований.

Все полученные регалии и знамена хранились в войсковой церкви, позже – в атаманском Правлении, и выносились из нее в особых случаях.

Со временем количество реликвий значительно выросло, и в 1900 году по указанию военного министра все они были перенесены в Донской музей, где хранились до 1919 года. Отступая, белые казаки по распоряжению атамана Африкана Богаевского вывезли священные экспонаты из города. После долгих скитаний коллекция оказалась в Пражском национальном музее, где хранилась до 1945 года. Уже в 1946 году по согласованию между советским и чехословацким правительствами казачьи реликвии были возвращены на Родину и переданы Новочеркасскому музею истории казачества.

Реставраторы спасают символ доблести

Центр имени академика И.Э.Грабаря давно и плодотворно сотрудничает с Новочеркасским музеем, поэтому специалисты охотно согласились им помочь с реставрацией. Над знаменем трудилась целая команда профессионалов – художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко, реставратор высшей категории Анастасия Лобанова и реставратор третьей категории Екатерина Горохова.

"В течение своей непростой жизни знамя утратило древко с навершием и кистями, а также золотую бахрому. Да и само оно уже имело вид плачевный. Ткань полотнищ была практически утрачена, так же, как и часть шитья кайм. Однако сохранившиеся фрагменты были кем-то заботливо нашиты на плотную белую материю, благодаря чему и сохранились", – отметила Галина Безрукова-Евсеенко.

Прежде чем приступить к работе, реставраторы обратились к различным письменным источникам и архивным документам, чтобы иметь представление о предмете.

"Были даже найдены изображения, оказавшиеся впоследствии не вполне достоверными, так как выполнялись по описаниям, а не с натуры. Но тем не менее, приступив к работе, мы уже понимали, что и как мы должны делать, чтобы вернуть знамени облик, близкий к первоначальному", – сказала художник-реставратор.

Для начала специалисты приступили к изготовлению чертежей полотнищ в натуральную величину со всеми швами кроя. Сложностей при работе было достаточно: это и трудно устранимая деформация элементов с металлическим шитьем, и поиск материала, который выдержал бы в дальнейшем тяжесть этого шитья.

Далее все сохранившиеся фрагменты были очищены и длительное время находились под прессом для устранения деформации. С той же целью каждый фрагмент был сдублирован на реставрационную ткань и прошит по краям, отстающие нити и элементы декора также были укреплены.

"Отдельной шарадой было расположение кайм на полотнищах. Первоначально, предположив, что они были нашиты с двух сторон материи так, как положено, мы никак не могли их составить и уложить углы. Меняя каймы местами, мы решили воспользоваться найденными изображениями. Но и тут нас ожидала неудача – рисунки, выполненные по описаниям, не учитывали направление ветвей орнамента в определенную сторону", – поделилась с трудностями при работе Галина Безрукова-Евсеенко.

В итоге реставраторам пришлось отрисовать на кальке все каймы и орнаменты и уже по ним выкладывать фрагменты на полотнищах.

"Наши настойчивость и последовательность были вознаграждены – все получилось!" – подчеркнула она.

Металлическое шитье оказалось тяжелым и многослойным, выполненным в технике объемной аппликации, и предполагавшаяся первоначально для фона шелковая ткань не выдержала бы такой нагрузки, поэтому в процессе проб они остановились на плотной хлопчатобумажной ткани.

"Перекрытая тонким реставрационным газом, она несомненно выдержит нагрузку. Конечно, не все фрагменты сохранились и было несколько сложно уловить композицию изображений", – сказала художник-реставратор.

Для облегчения визуального восприятия специалисты по согласованию с музеем позволили себе небольшую цветовую реконструкцию, выполнив красные каймы и запас из реставрационной ткани, окрашенной в тон сохранившихся фрагментов. В раскрое и сборке полотнищ они опирались на сохранившиеся швы, на основании которых и был первоначально сделан чертеж-лекало знамени. После сборки полотнищ все разложенные на чертеже фрагменты были перенесены на ткань и укреплены.

"После сборки на ткани опять возник вопрос визуального восприятия полотнищ – утраченные шитые орнаменты кайм не позволяли воспринимать полотнище как единое целое. Получив согласие музея, мы вынесли этот вопрос на расширенный реставрационный совет с участием представителей крупнейших реставрационных мастерских Москвы", – рассказала Галина.

В результате было принято решение о частичной реконструкции утраченного орнамента темной шелковой нитью по рисунку, нанесенному на аппретированную реставрационную ткань, вложенную затем в места утрат. Такое деликатное обозначение краев помогло завершить композицию полотнищ и облегчить его визуальное восприятие. Сборка полотнищ в единое знамя завершила двухлетнюю работу.

Несмотря на внешний вид знамени, оно все-таки остается очень уязвимым для различных воздействий и поэтому нуждается в очень бережном хранении и защите от неблагоприятных факторов.

"Это знамя прожило невероятно долгую и сложную жизнь и, конечно, достойно дальнейшего бережного хранения и экспонирования на долгие-долгие годы", – подытожила художник-реставратор.

Изображение (фото): Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11234 публикации
Сайт: kazachestvo.ru/20250416/1692315.html
Поделиться:

Интересно:

ВЧК ликбез: Все на борьбу с неграмотностью!
19.06.2025 14:36 Аналитика
ВЧК ликбез: Все на борьбу с неграмотностью!
Совет народных комиссаров 19 июня 1920 года принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности или ВЧК ликбез. Постановления созданной комиссии имели обязательный характер. Она была образована для выполнения декрета о ликвидации безграмотности и руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности. Первый Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в...
Рисунки на одежде - это модно!
19.06.2025 11:46 Консультации
Рисунки на одежде - это модно!
Ничто так не привлекает внимания в потоке или группе людей, как изображения на одежде. Это могут быть рисунки, тексты, геометрические фигуры, фото. Всё это и есть принты. Они способны рассказать о вашем характере, настроении и взглядах на жизнь красноречивее любых слов. Мы живем в эпоху, когда стандартные вещи не всегда удовлетворяют потребности современного человека. Всё больше людей хотят подчеркнуть свою индивидуальность, выбрав наряд с уникальным дизайном. Индустрия моды предлагает огромное количество мотивов, перенесенных на ткань. Но особенно востребованы те принты, которые выполнены вручную, индивидуально для каждого предмета одежды. Одним из ярких представителей этого направления является российский бренд Misha'Le, основанный талантливым дизайнером Еленой Мишаковой. Главная особенность одежды этого бренда - индивидуальный подход к созданию принтов. Они не просто украшают...
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
19.06.2025 11:40 Аналитика
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
Любопытно, что это сражение произошло на том месте, где в 218 г. до н.э. знаменитый полководец древнего Карфагена Ганнибал разбил римлян. Весной 1799 г. начался Итальянский поход под командованием А.В. Суворова. В апреле союзные русско-австрийские войска в сражении на реке Адде нанесли поражение армии французского генерала Ж.М. Моро, вынудив его отступить сначала к Турину, а затем к Генуе. На помощь Моро из Тосканы выступила армия генерала Ж. Макдональда. Соединившись, французы получили бы значительное численное преимущество, поэтому Суворов решил разбить их порознь и первый удар нанести по более сильному из двух противников – Макдональду. К 6 июня Макдональд захватил город Пьяченцу и оттеснил авангардный отряд союзных войск, которым командовал австрийский фельдмаршал-лейтенант (звание, соответствующее генерал-лейтенанту в других армиях) Отт фон Баторкец. Отступив, он занял позицию на...
Одежда и обувь крестьян на Руси
19.06.2025 10:12 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на Руси. Науку плетения этой обуви каждый крестьянин осваивал с детства. Требования к лаптям были строгие: ноги в них не должны были мерзнуть и промокать. Что же такое лапти? Это неглубокие ботинки, выполненные из коры, разрезанной на длинные полосы. Заготовки делались следующим образом: кора очищалась от верхнего слоя, а нижний нарезался на равные полосочки. После того как сырье было подготовлено, крестьянин брал в руки шило и быстро, ловко плел лапти. Готовые изделия макали в кипяток и высушивали. Для плетения лаптей подходили такие растения, как ракита, вяз, вереск, липа. Чтобы лапти держались на...
Издание «За рубежом» празднует юбилей и презентует новый фильм
19.06.2025 01:40 Новости
Издание «За рубежом» празднует юбилей и презентует новый фильм
18 июня 2025 года российское информационно-публицистическое издание «За рубежом» отмечает сразу две значимые даты: 95 лет с момента выхода первого номера и 65 лет с момента возобновления издания в 1960 году. Газета была учреждена в 1930 году по инициативе Максима Горького, который стал её первым главным редактором и заложил основы традиций объективной и интеллектуальной журналистики, актуальных до сих пор. В этот день коллектив «За рубежом» традиционно вспоминает имя своего основателя и отмечает день памяти Максима Горького. В честь юбилея на портале «За рубежом» состоялась премьера документального фильма Николая Евенко «Горький, Кольцов, Краминов и вся советская интеллигенция». Эта лента — рассказ об истории издания: от момента основания в 1930 году до вынужденной приостановки в 1938-м, от возобновления в 1960 году до наших дней. В центре сюжета — творческая атмосфера редакции...