19.06.2024 13:15
Новости.
Просмотров всего: 12043; сегодня: 2.

Крупный средневековый некрополь обнаружен в Карелии

Крупный средневековый некрополь обнаружен в Карелии

Некрополь XII–XVIII веков обнаружили специалисты Института археологии РАН при обследовании культурного слоя под Успенской церковью в Кондопоге (Карелия). 

Церковь XVIII века, памятник деревянного зодчества и одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, была полностью уничтожена в 2018 году в пожаре. Первоначальные археологические работы предполагали исследование архитектурных остатков храма перед началом восстановительных работ, но, после того, как археологи обнаружили большое количество погребений, цель исследований изменилась, и вместо локальных спасательных работ начались полноценные научные раскопки. Исследования открыли самый крупный в Онежском крае средневековый некрополь, не поврежденный позднейшим строительством. Хорошая сохранность останков, редкая для Севера с его песчаными почвами, позволила антропологам провести исследования и создать первую трехмерную реконструкцию внешности средневекового человека из региона Онежского озера.

Успенская церковь, один из самых выдающихся и известных в России памятников деревянного зодчества, была построена в 1774 году на самом краю мыса, впадающего в Онежское озеро. Строение находилось на месте предшествующих церквей: первые известия об Успенской церкви в Кондопоге содержатся в писцовой книге 1563 года.

В XIX веке рядом с храмом были построены зимняя церковь и колокольня, вокруг церкви находился погост, окруженный валунной оградой. Здание церкви состояло из основного сруба, алтаря и трапезной и имело очень высокий подклет. Основной сруб храма представлял собой стройный четверик, переходящий в восьмерик и завершающийся шатром. Храм избежал переделок, которым массово подвергались деревянные церкви в конце XIX  начале ХХ века. Его стены не были обшиты, оконные и дверные проемы не растесывались, кровли остались деревянными. В 1948 году Успенская церковь была отреставрирована. Художественное исполнение и необычайная высота в 42 метра выделяли Успенскую церковь Кондопоги из общего ряда шатровых деревянных храмов, строившихся вдоль берегов Онежского озера и реки Свирь в XVIIXVIII веках.

В августе 2018 года крыльцо церкви облили бензином и подожгли. Огонь быстро распространился, и, несмотря на то, что пожарные прибыли через 8 минут после возгорания, храм был уничтожен. Здание выгорело и обрушилось, и от строения остались лишь части сгоревших бревен и некоторые кованные металлические элементы: решетки окон, затворы, детали дверей и окон.

По заказу Министерства культуры Российской Федерации был разработал проект реставрации сгоревшей церкви. В 2019, а затем в 2022 году археологи начали поиск архитектурных следов более раннего храма. При подготовке к восстановительным работам на участке будущего строительства был выявлен археологический культурный слой, к изучению которого в 2023 году приступил отряд Института археологии РАН.

Еще до начала земляных работ в обнажениях культурного слоя археологи находили черепа, кости конечностей, части погребальных ям со следами истлевших гробовин. Сначала предполагалось, что это следы позднейшего некрополя. Но уже в ходе раскопок стало понятно, что часть из захоронений относится к XII–XVII векам, и что погребения уходят под архитектурный участок и выходят за пределы фундамента. Это обстоятельство заставило изменить вектор запланированного исследования с локальных спасательных наблюдений на полноценные научные раскопки могильника.

Площадь археологического раскопа увеличили почти вдвое, так как множество погребений попадало в стенки раскопа. Всего было найдено 66 погребений. По предварительным данным, 58,3% погребенных составляют мужчины, 41,7% – женщины. Выборка также показывает высокий процент детской (младенческой) смертности – порядка 70%.

Среди погребений наиболее интересную часть представляют захоронения XII–XV веков, которые в настоящий момент являются самыми древними погребениями, обнаруженными на территории Олонецкой Карелии. Все погребения этого времени принадлежат взрослым индивидам. Археологи обнаружили в захоронениях личные вещи, которые позволили определить датировку: фибулы, ножи, остатки одежды. Судя по погребальному обряду и непрерывности могильника, население этих мест уже в это время было знакомо с христианскими традициями.

В погребениях XIII–XV веков были захоронены как взрослые, так и дети. Археологи определили датировку погребений по найденным серьгам-одинцам с подвесками из янтарных бусин и многобусинным височным подвескам. Подвески такого типа были широко распространены, в частности, в Новгородской земле и в самом Новгороде. Аналогичные височные подвески в большом количестве найдены в погребениях могильника Кюлялахти Калмистомяки: вероятно, они были распространенной деталью женского костюма.

Погребения XV – первой половины XVI века характеризуются хорошей сохранностью костей и обладают переходными чертами: погребальный костюм уже не содержит «этнографические» детали, но зато здесь найдены предметы, указывающие на принадлежность к христианству: вероятно, это связано с появлением полноценного комплекса церковных обрядов. Именно на этот период приходятся первые упоминания Кондопоги в письменных источниках, увеличивается численность городского населения. В погребениях были найдены останки взрослых мужчин и женщин, детей разных возрастов, а также найдены младенческие захоронения в свертках из двух полотен бересты, обернутых вокруг тела.

Погребения XVII – начала XVIII века сформированы в основном младенческими захоронениями. Они отличаются разнообразием форм погребальных конструкций: это и берестяные свертки, и долбленые колоды, и дощатые гробы. При исследовании содержимого берестяных свертков археологи обнаружили большое количество сохранившейся органики: текстиля, кератиновых остатков. По словам антропологов, останки отличаются очень хорошей сохранностью и представляются перспективными для дальнейших исследований, которые позволят пролить свет на условия жизни, состояние здоровья, рацион и физические нагрузки средневековых жителей.

Некрополь Успенской церкви представляет собой хронологически непрерывную культурную и антропологическую базу по истории населения региона, начиная с XII века и почти до современности. Полный хронологический срез погребений позволит увидеть, как изменялась погребальная обрядность на протяжении веков и проследить динамику процессов христианизации этого региона.

Погребения под Успенской церковью – это первый средневековый некрополь Русского Севера, выявленный на "церковном месте", под деревянной церковной постройкой Нового времени. Ранее на огромных территориях в бассейне Онежского озера археологам было известно лишь несколько могильников и одиночных погребений X–XIII веков. Это можно объяснить, с одной стороны, невысокой плотностью населения в этой части Севера вплоть до XIV века, и, с другой стороны, сложностью поиска погребальных памятников, не отмеченных надмогильными сооружениями и не имеющих внешних признаков на современной поверхности. Некрополь, обнаруженный под сгоревшим храмом, свидетельствует, что этот участок использовался для захоронений, возможно, со второй половины XII века. Очевидно, он изначально был приурочен к находившимся рядом церковным постройкам, остатки которых не дошли до нас или могут быть выявлены будущими раскопками. Эта находка стала неожиданной для археологов. Исследование некрополя раскрывает ранее неизвестную предысторию одного из прионежских приходов, преемственность в расселении и в размещении местных сакральных центров на протяжении восьми столетий.

«Общий характер погребений с немногочисленными металлическими украшениями костюма и отдельными бытовыми вещами соответствует нормам погребального обряда средневекового населения Севера, принявшего крещение. Металлические украшения, найденные в женских погребениях: многобусинные височные кольца, подковообразные и кольцевидные пластинчатые застежки-фибулы, дротовые браслеты – имели широкое распространение на Северо-Западе Руси и в восточной части Балтийского региона, в прибалтийско-финской среде и в древнерусских городах. Появление этих украшений в Кондопоге отражает культурные импульсы или продвижение населения с запада, из северо-западных новгородских земель. Возможно, они связаны с продвижением на Онежское озеро карел, расселение которых первоначально было ограничено территорией Северо-Западного Приладожья и Карельского перешейка. Однако специфических украшений, характерных для летописной корелы, в Кондопоге пока не найдено. Продолжение раскопок может прояснить этнический облик погребенных и уточнить время становления Кондопоги как одного из центров средневекового расселения на Онежском озере», – отметил директор Института археологии РАН академик Николай Макаров.

Кондопога Республики Карелия является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Успенская церковь до пожара. Вид с юго-запада. Институт археологии РАН
Успенская церковь до пожара. Вид с юго-запада. Институт археологии РАН

Успенская церковь до пожара. Институт археологии РАН
Успенская церковь до пожара. Институт археологии РАН

Слева: Успенская церковь до пожара. В центре: Успенская церковь, фотография XIХ века. Справа: Остатки Успенской церкви после пожара. Институт археологии РАН
Слева: Успенская церковь до пожара. В центре: Успенская церковь, фотография XIХ века. Справа: Остатки Успенской церкви после пожара. Институт археологии РАН

Перед началом работ. Институт археологии РАН
Перед началом работ. Институт археологии РАН

Погребение в колоде. Институт археологии РАН
Погребение в колоде. Институт археологии РАН

Погребение в свертке из бересты. Институт археологии РАН
Погребение в свертке из бересты. Институт археологии РАН

Находки из погребений XII – XIII веков: бронзовая фибула, железный нож. Институт археологии РАН
Находки из погребений XII – XIII веков: бронзовая фибула, железный нож. Институт археологии РАН

Находки из погребений XV-XVI веков: икона литая прямоугольная “Благовещение”, икона округлая литая “Богоматерь Одигитрия с избранными святыми Николой и Власием. Институт археологии РАН
Находки из погребений XV-XVI веков: икона литая прямоугольная “Благовещение”, икона округлая литая “Богоматерь Одигитрия с избранными святыми Николой и Власием. Институт археологии РАН


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12134 публикации
Сайт: vk.com/@-177610347-pod-krestom-v-karelii-pod-sgorevshim-hramom-obnaruzhen-krupn
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...