01.10.2019 17:40
Аналитика.
Просмотров всего: 22420; сегодня: 1.

Великий петербургский переплетчик А. Шнель

Великий петербургский переплетчик А. Шнель

Настоящее имя великого петербургского переплетчика рубежа XIX и XX веков А.А. Шнеля практически осталось неразгаданным для русской библиографии. Мнения исследователейо его творчества разделились: одни называют его Александром (и даже Антон Павлович Чехов), вторые — Артуром, третьи — Артулем , а его рекламные объявления в прессе выглядели так: «Переплетная мастерская А.А. Шнель. Морская, 28 в Санкт-Петербурге — официальный поставщик двора Его Императорского Величества. Изготовление владельческих, особо роскошных и художественных переплетов ремесленным способом».

Известно, что А.А. Шнель, немец по национальности лютеранского вероисповедания, родился в 1853 году, был подданным Австро-Венгерской империи. Приехал он в Санкт-Петербург из Будапешта в возрасте около тридцати лет без единого гроша в поисках счастья. Уже вскоре он женился на дочери старого переплетчика Фридриха Редигера, имевшего мастерскую по адресу: Большая Конюшенная, 7. Шнель решил идти по стопам тестя и в июне 1885 года основал собственную мастерскую по адресу: Большая Морская 28, в доходном доме генерала И.Ф. Тутолмина.

Тут следует заметить, что в конце XIX века появилось оборудование, которое сделало возможным прогресс в переплетно-брошюровочном процессе и деление на более узкие специализированные предприятия по изготовлению конторских книг, учебников, альбомов, бюваров и т.д. Развиваются большие переплетные заведения, занимающиеся изготовлением массовых переплетов для различных издательских фирм. Если мастерская А. Шнеля, занимавшаяся изготовлением переплетов вручную, насчитывала 20-30 человек, то фабричное заведение О. Кирхнера, например, насчитывало 250 рабочих и 120 машин. Однако вкусы богатых требовали штучного товара, и Шнель быстро находит ключ к художественным запросам новых заказчиков. Нарочито простое орнаментальное тиснение на внешних сторонах крышек с избытком покрывалось богатым тиснением по цельнокожаной дублюре, а иногда и по цельнокожаному форзацу. Широко применялись аппликации, мозаика. Крышки украшались орнаментом в стиле «Модерн», вошедшим в моду в 90-х годах. Наряду с этим переплетчики использовали старые западные мотивы — «лионское плетение», «кружевной стиль» Дерома и другие. При этом необходимо всегда уточнять, что если на переплете стоит фамилия одного из владельцев переплетных фирм, то переплет выполняется далеко не всегда по их рисунку, или ими самими. Они располагали большим штатом художников и мастеров-позолотчиков. Известен лишь один переплет мастерской А. Шнеля, на котором указаны фамилия художника и позолотчика. Это переплет «Золотой книги» (Почетной книги) Первой Всероссийской выставки печатного дела. Внизу верхней крышки стоит справа «рис. арх. и. ропет», посредине — «позол. А. Конюшевский, справа — перепл. А. Шнель». Во всех остальных фамилии художников и позолотчиков скрывала обезличивающая фамилия владельца мастерской.

Для оформления книг использовались лучшие материалы: бархат, шелк, муар, различные виды кожи. В числе особым образом обработанных кож часто применялся сафьян, материалом для которого служат козьи или овечьи шкуры (лучший сафьян изготавливался из шкуры африканской козы). Лайковые переплеты делались из шкур ягнят или козлят. Изысканными считались переплеты, сделанные из опойка — шкуры новорожденного (не старше месяца) теленка. В особых экземплярах на внутреннюю сторону крышек книги, в качестве дополнительного украшения наклеивались так называемые дублюры (от французского doublure — подкладка) из шелка или кожи, дублирующие форзац. Первоначально они имели лишь технологическое значение. При украшении переплетов применялось ручное тиснение, не только блинтовое, дающее углубленное изображение, но и конгревное, со штампом и контрштампом, при котором изображение получалось рельефным. Нередко в оформлении переплета использовался металл — золото, серебро, бронза, даже платина, — а также кость. Иногда переплеты украшали разноцветными эмалями. Для переплетов изданий по военной тематике использовались подлинные знаки различия, награды и воинские символы — полковые нагрудные знаки, орденские ленты, погоны и т.п. В подарочных экземплярах важным дополнительным элементом книги был футляр-box, в котором издание подносилось членам Императорской семьи. Книга и футляр должны были составлять по стилю единое целое. И наконец, своеобразным произведением искусства можно считать лучшие образцы закладок для книг — ляссе (от французского laisser, имеющего много значений, в том числе «оставлять» и «закладывать»).

Клиентом мастерской был сам император Николай II, члены его семьи (библиотека Великого князя Алексея Александровича наполовину была в шнелевских переплетах), великие писатели, деятели культуры.

Заслуги мастерской были по достоинству оценены и в 1909 году мастерская получила статус поставщика двора Его Императорского Величества.

При всем вышеуказанном, мастерская Шнеля позиционировала себя как соединяющее дешевое производство с художественным. Бралась за любую работу. Например, в 1898 г. переплетная мастерская А.А. Шнеля осуществила переплетные работы для Музея антропологии и этнографии на 49 рублей. В 1903 г. мастерской А.А. Шнеля были заказаны папки, паспарту (на 49 рублей), рамки для буддийских картин (на 43 рубля), а также переплеты принадлежащих музею книг на 73 рубля 55 копеек.

Мастерская выпускала недорогую «бумагу для любительских переплетов» (стилизованную под ручные оттиски деревянных штампов на декоративных бумагах XVIII в.). Хотя сама мастерская в своих переплетах использовала бумагу с классическими пятнистыми и гребневыми узорами («павлиний глаз», «фонтан», «французский завиток» и др.).

Другим направлением было изготовление переплетов для журналов. Очень часто стоимость таких работ включалась в цену подписки.

В первую очередь за эту деятельность (сочетание недорого с художественным) мастерская получила высокие награды:

• Большую золотую медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург, 1895 г.);

• Золотую медаль Всероссийской промышленной и художественной выставке (Нижний Новгород, 1896 г.).

В июне 1905 года мастерская Шнеля отпраздновала свое двадцатилетие. К этой дате была издана книга «Художественные переплеты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплетной мастерской А. Шнель» (Санкт-Петербург, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905). Она содержала 36 таблиц с работами мастерской. Предисловие написал известный коллекционер и клиент фирмы В.А. Верещагин.

В 1914 году, после начала первой мировой войны, австрийский подданный А. Шнель принимает решение вернуться в родной Будапешт. С собой он берет старшую дочь Анну и младшего сына Фёдора.

Остальных членов его семьи - бывшую супругу с детьми - высылают в Пензенскую губернию (Нижний Ломов), как австро-венгерских подданных, хотя родились они в Санкт-Петербурге.

Мастерская Шнеля в Петрограде существовала еще до 1917 года. В журнале «Старые годы» за 1916 г. можно найти объявление, что редакция журнала рекомендует своим подписчикам специально выработанный тип переплёта-картонажа с особой бумагой по старинному образцу. Всю подписку за год можно было переплести в четыре тома, по цене 75 копеек за том. Обращаться в мастерскую Шнель.

После 1917 года следы великого переплетчика полностью теряются.


Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов (внутр. сторона), 1896 год
Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов (внутр. сторона), 1896 год

Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов, (внутр. стор. со штампом),1896 г.
Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов, (внутр. стор. со штампом),1896 г.


Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 32 публикации
Сайт: hisdoc.ru/articles/25979/
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...